После выбора команды
Image/Adjust/Curves (Изображение/Коррекция/Кривые) на экране появляется диалоговое окно этой команды.
Важнейшим элементом этого диалогового окна является градационная кривая, которая занимает почти все диалоговое окно. По оси X в этой кривой откладываются входящие уровни яркости, а по оси Y - исходящие. Рядом с осями имеются градиентные полоски, которые наглядно показывают, какой градации яркости соответствует та или иная точка на оси. Форма кривой, представленная на рисунке, соответствует преобразованию уровней 1:1 по всему диапазону, т.е. отсутствию всякого преобразования. Наклон кривой более 45 градусов соответствует растяжению исходящего диапазона, а наклон менее 45 градусов - его сужению. Горизонтальные участки кривой соответствуют отсечению пикселов определенной яркости.
Для редактирования градационной кривой предусмотрено два инструмента: Кривая
и Карандаш
.С помощью Кривой щелчками на градационной кривой можно задать опорные точки, и, смещая их мышью, задать ее форму. В полях
Input (Вход) и
Output (Выход) показаны координаты активной опорной точки С помощью Карандаша можно просто нарисовать новую градационную кривую. В полях
Input и
Output выводятся координаты Карандаша. После выбора этого инструмента становится активной кнопка
Smooth (Сглаживание).
Щелчок на этой кнопке позволяет превратить нарисованную Карандашом ломаную линию в гладкую кривую, а дальнейшие щелчки позволяют еще больше сгладить ее.
Для того чтобы увеличить контраст изображения в диалоговом окне
Levels (Уровни) необходимо сдвинуть черный и белый скользящие указатели навстречу друг другу.
Такого же эффекта в диалоговом окне
Curves можно достичь, если придать градационной кривой форму, показанную на рисунке. Горизонтальные участки
АВ и
CD отобразятся на оси Y в точки со значениями яркости 0 и 255. Все пикселы со значениями яркости, укладывающимися в эти диапазоны, станут черными (значение яркости - 0) или белыми (значение яркости - 255). Значения яркости остальных пикселов (отрезок
ВС на оси X) равномерно перераспределятся между этими двумя значениями (отрезок
FE на оси Y), в результате чего увеличивается контрастность.
Уменьшить общую контрастность в диалоговом окне
Levels можно путем ограничения исходящего диапазона значений яркости. Соответствующая градационная кривая должна выглядеть так, как показано па рисунке. Полный диапазон значений яркости (отрезок
АВ на оси X) от 0 до 255 сжимается до размеров отрезка
CD на оси Y.
Кривая, показанная на рисунке, позволяет осветлить средние тона изображения. Точка С имеет входящий уровень яркости 128, т.е. является серединой диапазона яркостей. После преобразования ее значение яркости будет равно 189 Для пикселов изображения это означает, что пикселы с яркостью 128 после преобразования будут иметь яркость 189, те. осветлятся. Из этой кривой видно, что более короткий отрезок
АВ на оси X преобразуется в более длинный отрезок
FG на оси Y Это означает, что самые темные пикселы, соответствующие почти черному цвету, такими же черными и останутся Чем светлее пиксел, тем в более светлый он будет преобразован, а контраст изображения в тенях увеличится (растяжка диапазона яркостей,
FG длиннее, чем
АВ). Как мы уже отмечали средние тона (отрезок
BD на оси X) в целом осветлятся Длинна отрезка
BD примерно равна длине отрезка
GI, следовательно, контраст в средних тонах останется прежним.
Самые светлые пикселы (отрезок
DE на оси X) будут немного осветлены, но чем они светлее, тем в меньшей степени. Поскольку отрезок
IJ на оси Y намного короче, чем
DE, контраст изображения в светах снизится (сужение диапазона значений яркости).
Приступая к выполнению тоновой коррекции с помощью диалогового окна
Curves, изображение лучше преобразовать в цветовую модель
Lab. Такое преобразование не наносит изображению никакого вреда. Канал
Lightness (Яркость) содержит информацию о яркости изображения. Выбрав его из списка
Channels (Каналы), можно настроить уровни яркости, не исказив при этом цвета изображения.
Определяя, к какой части диапазона яркости относится тот или иной участок изображения, не стоит полагаться на собственное зрение и настройку монитора. Если диалоговое окно Curves уже на экране, достаточно переместить курсор в окно изображения, и он превратится в инструмент Пипетка. Поместите Пипетку в точку изображения, которая вас интересует, щелкните на кнопке мыши, и маркер на кривой точно укажет ее уровень яркости. Чтобы определить тоновой интервал участка изображения, проведите по нему курсором при нажатой кнопке мыши. Движущийся по градационной кривой маркер покажет отрезок графика, ответственный за яркость выбранного участка.
Точно настроить все тона изображения бывает довольно сложно. Незначительные сдвиги кривой иногда приводят к довольно заметным изменениям в изображении, а большое количество опорных точек заставляет ее причудливо изгибаться. Поэтому если изображение нуждается в сложной тоновой коррекции (по многим интервалам яркости), разделите этот процесс на несколько этапов.
Сначала займитесь, например, тенями. Добившись желаемого результата в тенях, щелкните на кнопке ОК и снова откройте диалоговое окно
Curves. Градационная кривая предстанет перед вами в виде прямой линии, проведенной под углом 45 градусов, но темные участки изображения будут уже откорректированы. Теперь можно заняться средними тонами. Зафиксируйте нижнюю часть кривой двумя опорными точка и приступайте к коррекции средних тонов. Закончив эту часть работы, снова щелкните на кнопке ОК и т.д.
Коррекция цвета
Как в тоновой коррекции важен баланс светов и теней, так в коррекции цвета важен баланс цветов. В этой части статьи под словом "цвет" будет подразумеваться не тот цвет, который получается путем смешивания каналов RGB или CMYK, а цвет в "чистом" виде. Информация о цвете в "чистом" виде содержится в канале
Hue (Цветовой тон) цветовой системы
HSB (Hue - Цветовой тон,
Saturation - Насыщенность,
Brightness - Яркость).
Эту модель чаще всего представляют в виде цилиндрической системы координат. Координата Hue задается в градусах цветового круга от 0 до 360, а координаты Saturation и Brightness в процентах. Параметр Hue содержит информацию о цвете, а параметры Saturation и Brightness - обо всех оттенках этого цвета. Желтому цвету соответствует угол 60°, зеленому - 120°, синему - 240° и т.д. Диаметрально противоположные цвета, такие как желтый и синий или пурпурный и зеленый, называются дополнительными.
Цветокоррекция заключается в смещении цвета согласно цветовому кругу. Чтобы добавить синий цвет нужно сместить цвет всех пикселов в сторону отметки 240° на определенный угол. А чтобы прибавить синий цвет, следует прибавить немного голубого и пурпурного (эти цвета находятся неподалеку от синего на цветовом круге) и уменьшить количество желтого, красного и зеленого. Поэтому при цветокоррекции любое изменение любого из цветов приводит к изменению всех цветов.
Команда Variations (Варианты)
Эта команда позволяет производить не только цветовую, но и тоновую коррекцию изображения. После выбора
Image/Adjust/Variations (Изображение/Коррекция/Варианты) в диалоговом окне этой команды можно откорректировать цвета в трех тоновых диапазонах:
Shadows (Тени),
Midtones (Средние тона) и
Highlights (Света). Выбор диапазона осуществляется с помощью переключателя в верхней части окна.
В левом верхнем углу представлены две уменьшенные копии исходного и текущего изображения (
Original и
Current Pick). Еще одна копия текущего изображения размещается в центре группы из шести миниатюр, каждая из которых соответствует одному из основных цветов.
Если щелкнуть на одной из этих миниатюр, например на
More Red (Больше красного), в текущее изображение будет добавлена порция красного цвета. Размер этой порции устанавливается с помощью скользящего указателя в верхней части диалогового окна и может колебаться от
Coast (Грубо) до
Fine (Тонко). Каждая миниатюра заранее показывает, как изменится текущее изображение, если вы добавите в него очередную порцию того или иного цвета.
При подготовке изображения для печати стоит установить флажок
Show Clipping. В этом случае при возникновении в изображении цветов, которые не могут быть переданы цветовой моделью CMYK, во всех миниатюрах появятся предупреждающие области инверсного цвета.
В правом нижнем углу диалогового окна расположена группа из трех миниатюр, предназначенная для тоновой коррекции выбранного диапазона. При щелчке на верхней миниатюре
Lighter (Светлее) происходит осветление тонового диапазона, а при щелчке на
Darker (Темнее) - затемнение.
Разработчики программы решили, что, поскольку восемь изображений заранее предупреждают вас о возможных последствиях добавления того или иного цвета, команда отмены не нужна. Если все-таки вы ошибочно добавили в изображение порцию цвета и хотите отменить это действие, щелкните на миниатюре дополнительного к нему цвета.