Свадебные традиции народов Мари
Как и у других финно-угорских народов, у марийцев молодежь общалась до брака, собираясь на игрища и посиделки. Тем не менее, решающее слово в выборе жениха или невесты оставалось за родителями. Возможно поэтому, наряду с браком по сватовству, устойчиво сохранялся обычай похищения невесты (иногда с согласия девушки). Кроме достижения основной цели он давал возможность избежать чрезмерных свадебных расходов.
Во время сватовства, в случае согласия родителей, договаривались о сумме денег, которую жених должен был дать в качестве выкупа (олын), о приданом ( часть которого составлял скот) и о порядке проведения свадьбы. Свадебное торжество складывалось из досвадебного сговора (пунчал), на который приглашались к родителям невесты односельчане; свадебного пира в доме невесты, в котором участвовали родные невесты и приехавшие за невестой родственники жениха; угощения в доме жениха. В целом растянутая во времени свадьба (cyan) представляла яркое, обставленное множеством обрядов и обычаев действо, сопровождавшееся музыкой, песнями, плясками. Его участники были одеты в праздничную традиционную одежду, женщины доставали из сундуков все украшения.
Приход родственников на свадьбу предусматривал их материальное участие: близкие невесты приносили на сговор и свадьбу вино, пиво, угощения; родные жениха, получив сделанные руками девушки подарки, объявляли о намерении выделить молодым овцу, телку или гуся. Отведав приготовленное невестой угощение - мясную лапшу или блины из муки, взятой из родительского дома - оставляли в определенном месте деньги, подарки. Еще в середине нашего века сохранялся обычай, по которому невеста (cyaн удыр) поселялась перед свадьбой в доме дальних родственников - посаженых отца и матери, готовила подарки к свадьбе, лишь спустя некоторое время устраивалось в доме жениха свадебное пиршество. Старой традицией было возвращение молодой женщины после свадьбы на короткий срок в дом родителей. В XX в. в свадебном обряде марийцев произошли значительные изменения. В городских условиях свадьба проводится на новый лад: с торжественной регистрацией брака во Дворце бракосочетания, с поездкой по памятным местам города и широким застольем, в котором принимают участие не только родственники, но и знакомые. Однако в сельской местности современный гражданский обряд сопровождается многими старыми обычаями. Хотя прежний смысл ритуалов утрачен, попытки людей, знающих и любящих свою историю и культуру, воссоздать схему традиционной свадьбы, как правило, находят отклик у молодого поколения.
Современная свадьба
Современная свадьба разыгрывается как веселый спектакль с исполнением песен, частушек, плясок. Главное лицо на свадьбе - старший зять (куго вене). Его распоряжения приводит в исполнение саус - дружка. Обычно дружкой приглашают молодого человека, который хорошо танцует, поет. В руках у него плеть или палка с лентами и колокольчиками (онгыр). Он постоянно трясет ею, чтобы колокольчики звенели. В прошлом звону придавалось особое значение: он отгонял от молодых нечистую силу. Назначается 5-8 женщин (cyan вате), которые следят за тем, чтобы было весело. Вместе со своими мужьями они стоят рядом с дружкой и хлопают в ладоши, подбадривая присутствующих, побуждая их петь и плясать. Главная сваха (карт вате) следит за порядком проведения свадьбы, ее слушаются и старые и молодые.
Вечером за невестой приходят подруги и ведут ее в клуб. Там сажают на подушку, ставят перед ней на стол угощение, квас, вазу с цветами, на старинных полотенцах - хлеб с воткнутыми в корку монетками. Все, кто захотел прийти, угощаются, танцуют. Между тем в доме жениха собираются гости. Опаздывающих поторапливает саус, объезжая дворы на тарантасе, украшенном лентами.
Часов в 11 вечера за невестой приезжают жених с дружкой и уводят ее в дом посаженых отца и матери. Вместе с мешком с подарками молодые едут к дому жениха, где уже идет веселье. Посаженая мать подводит невесту к гостям, и начинается раздача подарков. Саус выкрикивает ; имя кого-либо из присутствующих. Тот . подходит к невесте, посаженая мать вынимает из мешка и подает невесте рубаху (для мужчины) или платок (для женщины). Гость, получивший из рук невесты подарок, кладет в ответ деньги на поднос. Эти деньги становятся собственностью невесты. В этот момент саус встряхивает кнутом с колокольчиками, сваты дробят ногами, хлопают, подпевают. После раздачи подарков жениха и невесту провожают с песней к клети, где приготовлены еда и питье, и запирают на ночь.
Гулянье в доме жениха продолжается два-три дня. После этого посаженый отец (ача кудыл) приглашает в гости невесту и ее мать. С ними идут и другие участники свадьбы. Веселятся всю ночь. Утром расходятся, по пути заходят гостить в дома, хозяева которых были на свадьбе.
На следующий день невеста в современном платье и фате и нарядный жених вместе с гостями едут на украшенных лентами и воздушными шарами машинах в клуб, где председатель колхоза или секретарь сельсовета в присутствии сельчан поздравляет молодых. Поездка заканчивается возложением цветов к памятнику погибшим на войне солдатам.
Так в свадьбе наших дней сливаются старые и новые обычаи. В семейных обрядах и общественных праздниках наиболее полно раскрывалось богатство музыкально-поэтического творчества марийцев. На свадьбу приглашались местные музыканты. Пели и танцевали на молодежных гуляниях. Песнями сопровождались трудовые процессы. Активное участие в них людей всех возрастов обеспечивало сохранение и дальнейшее развитие народных традиций. До последнего времени находились умельцы играть на старинных инструментах: волынке (шу-выр) с мехом из бычьего пузыря, барабане (тумбыр), деревянных трубах (пуч), на самодельных гуслях, скрипках, гармонях. Память народа сохраняет старые сказки и предания, обрядовые, лирические и шуточные песни. Музыкальные и танцевальные традиции живут сейчас в фольклорных коллективах.
Цитата:
Сообщение от Электромеханик Ещё один момент, которого так ждут друзья невесты, местная молодежь. Называется он Идыр Арака (в переводе что то типа "девичий самогон"). Когда жених приезжает за невестой и начинается праздник на всю деревню в её доме, то как в качестве выкупа жених должен "проставиться". В качестве выпивона традиционно выступает трёхлитровая банка самогона. Но её просто так местным любителям выпить не отдают. Все становятся кругом, гармонист играет, барабанщик барабанит, а в центре всего действа танцуют по одному представителю со стороны жениха и невесты. Жениховский танцор гордо и высоко держит на ладони заветную емкость с мутным и при этом еще и пританцовывает лихо. Другой же старается его перетанцевать под крики и хлопанье гостей. Что-то типа баттла у брейкеров. Когда рука держащего изнемогает, он отдаёт самогон сопернику. Это значит что тот перетанцевал. После этого идёт завершающая пляска победителя. Разумеется с поднятыми над головой 3мя литрами алкогольного варева, которые идут на поднятие настроения молодёжи деревни. Они её уносят куда то и распивают. Вот что с танцором будет, если банку уронит, я не знаю
И еще из обычаев. Когда друзья жениха выносят приданное, то местные упорно им это не дают, встав стеной у ворот и держа оборону. Старшие рассказывали, что в старину обычно доходило до рукопашной "деревня на деревню". Сейчас помягче. Один раз коллега по работе попросил свадьбу снять. Я в момент выноса сундуков с приданным решил быть в гуще событий и возле ворот встал. Я ж не знал что дерутся ещё. Чуть под замес не попал вместе с камерой, вовремя ретировался. Теперь уж усёк - это лучше с далека снимать. Мало ли. |
Цитата:
Сообщение от RUSSIANPATRIOT Круто! 5 БАЛЛОВ! Я этого не знал блин!:) Вот в этом месте,чуть со стула не упал со смеху! Цитата:
Что-то типа баттла у брейкеров.
| |
Цитата:
Сообщение от Электромеханик Ещё отличие марийской свадьбы от русской: в марийской невесте на плечи накидывается цветастый платок, когда она в свадебном платье ходит.
Отличие для оператора: когда после съёмки этой свадьбы пытаешься заснуть, то в голове сразу возникает стук барабана, игра гармони и пение. Это как после рыбалки на удочку возвращаешься, то поплавок перед глазами долгое время представляется. |